Рисунок 1. Рама На гоночных автомобилях она не только базовыйэлемент всей конструкции,но и еще каркас безопасности. Как показали выступления на соревнованиях, рама 'Багги' должна надежно защищать водителя и в столкновениях, и при опрокидывании. Прежде чем браться за изготовление рамы, советуем вначале внимательно познакомиться с ееконструкцией показанной на рис 2.
На рисунке2 обозначены основныеэлементы рамы: 1 — задняя дуга безопасности, 2 — задний откос, 3 — кронштейн крепления заднего рычага, 4 — кронштейн крепления сиденья, 5 — втулка крепления рычага переключения передач, 6-а — кронштейн крепления нижнего рычага передней подвески, 6-б — кронштейн крепления верхнего рычага передней подвески, 7— кронштейн крепления верхнего конца амортизатора передней подвески, 8 — пластина крепления рулевого механизма, 9 — кронштейн крепления рулевого вала. Согласно размерам, приведенным на рисунках, заготовьте отрезки стальных цельнотянутыхбесшовных труб наружным 20, 25, 30 и 35 мм и толщиной стенки 2 мм. Их длину надо предварительно определить по шаблонам. Чтобы места сгибов получились без гофр, трубы следует плотно набить песком, нагреть газовой горелкой или паяльной лампой и только потом гнуть. Каждая деталь подгоняется по месту и слегка прихватывается сваркой. Эта промежуточная операцияпозволит оценить всю конструкцию в целом, и если возникнет необходимость, то исправитьдопущенные ошибки. Только после того, как убедитесь, что все детали рамы установленыправильно и впритык, можно приступать к окончательной сварке всей конструкции. Проследите, чтобы сварка элементов была качественной, с полной проваркой каждого шва по периметру. Воизбежание деформации при сварочных работах пользуйтесь стапелем (жесткой рамой) и струбцинами. Для обеспечения быстрой эвакуации автомобиля с трассы спереди и сзади к раме необходимо приварить буксировочные проушины 40 мм. Далее заготовьте втулки и кронштейны, но приваривать их к раме пока не нужно. Эту операцию выполните лишь после того, как будут изготовлены элементы переднего и заднего мостов и рулевого управления. Передний мост Он имеет независимую подвеску на двойных поперечных рычагах и упругих элементах,совмещенных с амортизаторами. Такая схема позволяет получить большой ход колеса по вертикали, что очень важно на кроссовых трассах.
На рисунке 3 цифрамиобозначены: 1 — элементкрепления ступицы переднегоколеса, 2 — колесо, 3 — амортизатор, 4 — тормозной шланг, 5 — верхний рычаг, 6-а — кронштейн крепления нижнего рычага передней подвески, 6-б — кронштейн крепления верхнего рычага передней подвески, 7 — корпус машины, 8 — нижний рычаг, 9 и 11 — элементы стойки переднего колеса, 10 — кронштейн крепления амортизатора, 12 — поворотная цапфа переднего колеса. Для переднего моста вы можете использовать готовые узлы и детали от передней подвески мотоколяски СЗД. Ступицы, поворотные цапфы, тормозные барабаны и колеса, а также передние амортизаторы советуем взять от автомобиля «Запорожец» марки ЗАЗ-968. Все остальные детали переднего моста придется изготовить своими руками. Верхний рычаг 5 (см. нижнюю деталь) можно изготовить из двух отрезков стальной трубы 20х2 мм.К левым концам приварите еще одни, короткие, отрезанные от той же трубы. Такая операция необходима, поскольку в них запрессовываются бронзовые втулки, служащие подшипниками. Кправым, сходящимся концам рычага приварите стальную трубу 20 мм и толщиной стенки 3 мм инарежьте в ней резьбу M16. С ее помощью можно будет регулировать развал колес. Нижний рычаг 8 также изготавливается из двух отрезков труб 25х2 мм. К левым концам этих труб приварите короткие отрезки того же диаметра — в них также нужно запрессовать бронзовые втулки.Правые концы нижнего рычага соедините косынкой, как показано на рисунке. К верхнейповерхности косынки приварите кронштейны 10 — к ним будут крепиться амортизаторы. Концы труб необходимо расплющить, а потом просверлить в них отверстия 10 мм для крепления к стойке 11. Стойка переднего колеса 11 берется от мотоколяски СЗД. В нее вносятся следующие изменения. К верхней части стойки приварите кронштейн 9 из стального прутка 15 мм. Верхний конец прутка должен заканчиваться проушиной для крепления его к рычагу 5. Амортизатор, как мы уже говорили выше, берется от автомобиля «Запорожец». К нему необходимо изготовить верхнее крепление и дополнительную опору под пружину. Саму пружину надоподобрать от тяжелых мотоциклов. Задний мост Он имеет независимую подвеску, выполненную на косых рычагах с упругими элементами,совмещенными с амортизаторами. Такая конструкция служит той же цели — позволяет получитьбольшой ход колес по вертикали.
На рисунке 4 обозначены: 1 — элемент крепления колеса, 2 — колесо всборе, 3 — амортизатор, 4 — нижняя часть заднего рычага, 5 — карданный вал, 6 — редуктор, 7 — верхняя часть заднего рычага, 8 — кронштейн крепления амортизатора, 9 — ось заднего колеса, 10 — фланец крепления ступицы заднего колеса, 11 — тормозной щит. Задний рычаг можно изготовить из стальных труб 36х2 мм и 20х2 мм. Обратите внимание: тонкие трубы для прочности усилены косынками — стальными пластинками толщиной 2 мм. К правой части рычага приварите фланец 10. Его придется выточить на токарном станке из стальнойзаготовки. На левом конце рычага приварите два коротких отрезка трубы 30х2 мм, в которые потомзапрессуйте резиновые, а в них стальные распорные втулки. Чтобы избежать перекосов, сваркуэлементов рычага проводите в кондукторе. Ось заднего колеса изготавливается из части вала от мотоколяски СЗД. Вилки возьмите от карданного вала привода рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130. Между собой эти детали соедините электросваркой. Амортизатор вместе с пружиной берется от автомобиля «Запорожец» марки ЗАЗ-968. Кронштейн для крепления амортизатора изготовьте из стальной полосы толщиной 3 мм. Приваритеего к рычагам. Фланцы верхнего крепления амортизатора с помощью коротких стальных труб 20х2 мм привариваются к раме только после установки рычагов а собранном виде.
|